Подписка на новостиСамара TECH в твиттере!Самара TECH в FacebookСамара TECH в ЖЖ

Обзоры

Естественный отбор носителей

brurayТехнология Blu-ray с большим трудом, но все же продвигается на российский рынок. Продажи плееров растут, ассортимент фильмов на Blu-ray-дисках серьезно расширяется. Эксперты ожидают, что через пару лет Blu-ray вытеснит формат DVD и завершит эпоху дисковых носителей информации.

Победитель войны форматов

Главной особенностью оптических носителей информации Blu-ray является повышенная плотность записи, в результате чего достигаются просто фантастические значения емкости хранения данных. Односторонний однослойный Blu-ray-диск вмещает 25 Гб информации, двухслойный — 50 Гб, четырехслойный — 100 Гб. На одном 50-гигабайтном Blu-ray-диске можно легко разместить более четырех часов HD-видео с 7.1-канальным звуком. Понятно, что стандартного DVD (4,7 Гб) для видео в таком качестве будет недостаточно.

Впервые технология Blu-ray была заявлена в 2000 году, тогда же был представлен и первый прототип нового носителя информации с повышенной плотностью записи. На массовый рынок плееры и диски Blu-ray попали в 2006 году. В то же время на рынке присутствовала и альтернативная технология HD DVD, пару лет мы наблюдали войну форматов записи повышенной плотности, но в 2008 году компания Toshiba, разработчик технологии HD DVD, признала поражение и прекратила разработку и продвижение своего формата.

В России технология Blu-ray все еще не стала массово популярной, а вот мировые показатели у Blu-ray весьма впечатляющие. По данным NPD Group, коэффициент проникновения Blu-ray на рынке Северной Америки достиг 17%.

Вопрос в цене

Тем не менее за последний год российские продажи Blu-ray-плееров и Blu-ray-дисков серьезно выросли. Во много благодаря существенному снижению стоимости проигрывающих устройств и самих дисков. По данным розничной сети «Белый Ветер Цифровой», средняя цена на Blu-Ray-плееры в момент их появления на рынке составляла 35 тыс. руб., сегодня их средняя стоимость около 8 тыс. рублей. «Продажи Blu-Ray-устройств в «Белом Ветре Цифровом» увеличились с 7 тыс. единиц в январе 2010 года приблизительно до 23 тыс. единиц в январе 2011 года, что свидетельствует о росте популярности и востребованности данной технологии», - сообщил коммерческий директор «Белого Ветра Цифрового» Андрей Никитин.

Снизились цены и на Blu-Ray-устройства начального уровня. «Если раньше розничная цена на Blu-Ray-плееры начиналась с 10 тыс. руб., то сейчас можно найти проигрыватель за 5 тыс. руб., - рассказал коммерческий директор компании «Альтернатива. Домашние кинотеатры» Артур Бетц. – Конечно, такая цена влияет на качество и функциональность плеера, а более-менее средний плеер по-прежнему мало доступен для большинства. Такая же ситуация и с Blu-ray-дисками. Новинки по-прежнему дороги — 800-1300 рублей. Серьезно дешевле фильмы прошлых лет 400-600 руб., но они мало интересует среднестатистического покупателя. Потому несмотря на некоторое повышение спроса на Blu-Ray, самым доступным и популярным форматом остается DVD».

По мнению специалиста отдела аудио-видео компании Samsung Electronics Александра Торшина, розничные цены на Blu-ray-проигрыватели снизились на 20%, на диски — на 40%, а продажи Blu-ray-плееров растут за счет DVD-проигрывателей.

Будущее без прикрас

По мнению некоторых экспертов, уже через пару лет перестанет существовать формат DVD, а Blu-ray — последний дисковый носитель информации. «Темпы развития технологий памяти позволяют предположить, что через 10 лет все будет на флеш-носителях, - уверен Андрей Никитин. - Но до тех пор рынок успеет вырасти до 2-2,5 млн Blu-Ray-устройств в год. Данная технология продолжит развиваться, видоизменяться и повышать без того высокое качество».

В компании Samsung Electronics считают, что технология Blu-ray будет двигаться в сторону появления все большего количества 3D Blu-ray-плееров и их совершенствования. «Уже сейчас большинство крупных компаний производят 3D-телевизоры и 3D-проигрыватели, - сообщил Александр Торшин. - С другой стороны, растет популярность мультимедийных и интерактивных функций плееров». В 2011 году Samsung представляет несколько новых моделей 3D Blu-ray-проигрывателей с развитыми мультимедийными функциями, возможностью воспроизводить Full HD-контент, считывать информацию с различных носителей, выходить в Интернет.

Артур Бетц уверен, что популяризация Blu-ray-формата начнется одновременно с запуском телевидения высокой четкости, когда потребитель почувствует разницу в качестве между DVD и Blu-ray. «Сегодня большую конкуренцию Blu-ray составляет Интернет и беспроводные технологии, - добавил Артур Бетц. - IP-телевидение позволяет просматривать кабельные каналы в HD-качестве, заказывать фильмы в любом формате для просмотра в удобное время. Стоимость такого телевидения в месяц сопоставима с ценой Blu-ray-диска».

Цифра

800-1300 руб. — в таком диапазоне колеблются цены на Blu-Ray-диски с новинками киноиндустрии, фильмы прошлых лет можно купить за 400-600 рублей.

Артур БЕТЦ, коммерческий директор компании «Альтернатива. Домашние кинотеатры»:
- Перспективы развития формата Blu-ray схожи с историей развития DVD. Blu-ray будет развиваться несмотря ни на что: будут дешеветь диски, станут более доступными плееры. В 90-х годах прошлого века никто не подозревал, что кинескопные телевизоры уйдут в историю через пару десятков лет. В свое время бобинные магнитофоны уступили место кассетным, которые проиграли потом формату CD. DVD же неминуемо будет вытеснен форматом Blu-ray. А наши дети или внуки будут вспоминать о Blu-ray как о формате, на котором слушали ретро их предки.

Александр ТОРШИН, специалист отдела аудио-видео компании Samsung Electronics:
- В последнее время розничные цены на Blu-ray-проигрыватели снизились примерно на 20%, на Blu-ray-диски – на 40%. Продажи Blu-ray-плееров, конечно, возросли. Причем за счет снижения доли проданных DVD-проигрывателей. Стоимость устройств сыграла здесь не последнюю роль. В настоящий момент HDMI DVD и базовый Blu-Ray-плееры стоят практически одинаково. Основные причины не очень высокой популярности технологии Blu-ray — немалая стоимость Blu-ray-дисков и привычка россиян к «бесплатному» контенту из Интернета.

Андрей НИКИТИН, коммерческий директор розничной сети «Белый Ветер Цифровой»:
- Blu-ray-технология достаточно популярна сегодня и становится все более известной, о чем свидетельствует рост рынка на 300-350% в год (в штуках). Blu-ray-диск обладает значительным преимуществом перед DVD — возможностью хранить существенно больший объем информации (до 50 Гб на одном диске). И это неоценимо больше затрат на приобретение такого устройства или носителя. На увеличение потребительского спроса Blu-ray-девайсов, в том числе и диски, возможно влиять снижением стоимости не только самого устройства или носителя, но и контента.

Максим КЛЯГИН, аналитик УК «Финам Менеджмент»:
- Конечно, один из основных факторов, негативно влияющих на уровень спроса на Blu-ray – все еще сравнительно высокая цена плееров и, что, пожалуй, более важно – собственно физических носителей контента. Доля данного сегмента, действительно, пока сравнительно невелика, но ситуация меняется весьма динамично. Технология Blu-ray по мере снижения средней стоимости проигрывателей и контента, а также роста обеспеченности населения соответствующими устройствами приема (преимущественно речь о телевизорах, поддерживающих HDTV) становится все более популярной и востребованной рынком. По мере дальнейшего падения цен спрос на эти устройства будет приобретать все более массовый характер. Впрочем, есть все основания полагать, что уже в самое ближайшее время традиционные плееры столкнуться с жесткой конкуренцией с онлайн-сервисами (VoD и аналогов), потенциально более конкурентоспособными, как с точки зрения возможностей дистрибуции, так и в части ценовой политики.

Пожалуй, в качестве дополнительного фактора, препятствующего более активному росту на данном этапе можно также отметить конкуренцию со стороны нелегального онлайн-контента. Пиринговые сети, несомненно, «забирают» значительную часть потенциальной аудитории.

На данном этапе (после завершения «войны форматов» и отказа от массового внедрения HD DVD) альтернативной конкурентоспособной массовой технологии для физических носителей, насколько я понимаю, не разработано. Потенциально определенные перспективы могут быть у DVD 2.0 и HD VMD. Как мы уже отметили, ближайший конкурент дистанционная продажа контента HDTV.

Aвтор: Владимир Калядин

Фото: Сергей Кокарев

Источник: Волжская коммуна

Расскажи своим: