Подписка на новостиСамара TECH в твиттере!Самара TECH в FacebookСамара TECH в ЖЖ

Обзоры

IP-телефония растет

ip-telefoniaРынок услуг интернет-телефонии начал расти. По оценке Discovery Research Group, доля VoIP в общих доходах услуг связи в России в 2008 году не превышала 8%, а в 2009 году достигла 15%. К концу 2012 года маркетологи агентства Discovery Research Group прогнозируют увеличение доли трафика VoIP до 40%.

Однако прогнозы эти сделаны с оговорками, эксперты предположили, что повысится качество IP-телефонии, увеличится количество недорогих моделей абонентских устройств и расширится список предоставляемых сервисов.

Растет за чужой счет

Как пояснила аналитик УК «Финам Менеджмент» Анна Зайцева, экспертные оценки доли интернет-телефонии в общем объеме предоставленных голосовых услуг очень расходятся. Связано это с тем, что операторы такого рода телефонии - обычно непубличные компании, и к тому же не подпадают под юрисдикцию российских законов, что осложняет качественный анализ ситуации. «По нашим ориентировочным оценкам, - уточнила Анна Зайцева, - доля местных вызовов, сделанных посредством интернет-телефонии в РФ, составляет около 8-10% общего объема голосовых услуг, на долю междугородних и международных вызовов приходится около 30-40%».

Развитие интернет-телефонии напрямую увязано с ростом уровня проникновения ШПД всех видов в стране, особенно это касается регионов (в Москве и Питере рынки насыщены). На этом фоне развитие рынка интернет-телефонии происходит очень высокими темпами, причем дополнительным драйвером роста рынка стал экономический кризис, заставивший корпоративный сектор и розничных пользователей задуматься об экономии на услугах связи. Потенциал роста рынка интернет-телефонии представляется аналитикам УК «Финам Менеджмент» высоким по причине, прежде всего, широкого распространения Интернета у частного, корпоративного, государственного секторов, за счет развития экономики, стремления сократить издержки на связь, а также строительства телекоммуникационной инфраструктуры.

Эксперты компании CNews Analytics убеждены, что рост рынка IP-телефонии идет за счет перераспределения соотношения традиционной связи и IP. Если в 2008 году соотношение TDM/IP оценивалось как 60/40, то по итогам 2009 года это соотношение выглядит так: 55/45. И это на фоне тенденции сокращения затрат на связь, особенно дальнюю.

По мнению директора филиала ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» в Самаре Алексея Огаркова, сегодня в результате популяризации услуг Интернет наблюдается переток трафика из сетей мобильной и фиксированной связи в IP-телефонию. «Мы убеждены, что услуга будет активно развиваться, забирая часть рынка у традиционных операторов», - заявил экперт.

Зачет в плюс, зачет в минус

«Основным преимуществом интернет-телефонии я считаю экономию, - сообщил генеральный директор интернет-компании «АИСТ» Александр Сергиенко. - Взять хотя бы Skype. Стоимость трафика в Интернете достаточно низкая. А наличие доступных безлимитных тарифных планов делает интернет-телефонию привлекательной для продвинутой части пользователей. Второй момент — удобство пользования, звонить можно с любой точки мира, достаточно подключиться к сети Интернет. В то же время у интернет-телефонии есть и свои ограничения, к которым можно отнести минимальную пропускную способность канала и не всегда высокое качество соединения».

Главное преимущество интернет-телефонии Алексей Огарков также видит в экономии, но этим достоинства данного вида связи не ограничиваются. «Например, «ЭР-Телеком» предлагает клиентам программное решение, которое позволяет не просто экономить, но и получать дополнительные функции: отправлять факсы и SMS, просматривать статистику, осуществлять конференц-связь и переадресацию. При этом абоненту не нужно думать об оплате: деньги за услуги списываются со счета доступа в Интернет «Дом.ру», - добавляет Алексей Огарков.

И все-таки интернет-телефония при всех ее достоинствах сегодня занимает далеко не первое место на рынке услуг голосовой связи. Анна Зайцева к факторам, сдерживающим развитие интернет-телефонии, относит низкий уровень проникновения ШПД (прежде всего, в регионах РФ), отсутствие законодательной базы и низкий объем использования так называемых «платных» услуг.

Правовое регулирование

Привлекательность рынка, по мнению Анны Зайцевой, ярко отражает обеспокоенность крупнейших российских операторов связи, требующих ограничения деятельности компаний интернет-телефонии, не зарегистрированных официально в РФ. «Конечно, подобные ограничения будут сдерживать развитие данного сегмента, - заметила аналитик УК «Финам Менеджмент». - С одной стороны, снизится конкуренция между «традиционными» операторами связи и интернет-операторами — за счет увеличения стоимости услуг последних. С другой стороны, сами операторы интернет-телефонии станут менее заинтересованы в развитии бизнеса на территории нашей страны. Однако при таком развитии событий проигравшими традиционно будут прежде всего пользователи, стоимость услуг связи для которых значительно возрастет».

Алексей Огарков согласен, что предоставление интернет-телефонии массовому потребителю должно осуществляться в условиях обеспечения гарантий качества услуги и защиты интересов пользователей, операторов и государства. «Важно, чтобы правовое регулирование было эффективным и учитывало интересы развития всех современных телекоммуникационных услуг», - добавил Алексей Огарков.

Александр СЕРГИЕНКО, генеральный директор интернет-компании «АИСТ»: - Попытки сдерживания интернет-телефонии, которое периодически имеет место на рынке, на мой взгляд, не имеет перспектив. Хотя мотивы, которыми руководствуются операторы, вполне понятны: предотвращение потерь трафика и, соответственно, денег, которые теряет оператор от того, что абонент не пользуется традиционной «восьмеркой» для междугороднего или международного звонка, используя Skype. Хочу отметить тот факт, что Skype - это один лишь из примеров начавшейся глобализации рынков, за ним пришли сервисы Apple, Google и грядут новые игроки со своими пакетами сервисов. Наряду с глобализацией развивается процесс конвергенции услуг, уже сейчас монитор компьютера одновременно выполняет функции ТВ, в нем же может быть интегрирована масса устройств: web-камеры и пр. Не исключаю, что в скором будущем интернет-телефония вытеснит традиционную, включая и сотовые номера. Ведь уже сейчас есть масса сетевых сервисов, которыми может воспользоваться пользователь, для того чтобы не просто пообщаться с нужным ему человеком, но и видеть его изображение, пересылать ему требуемый объем информации, и что важно — соединение происходит без использования городского или сотового телефонного номера...

Алексей ОГАРКОВ, директор филиала ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» в г. Самаре: - Главной причиной, сдерживающей рост интернет-телефонии, является консерватизм населения. Многие если и слышали о такой услуге, то не заинтересовались, поскольку привыкли звонить с городского телефона. Однако если говорить об абонентах «ЭР-Телеком», то более 50% звонков совершаются посредством IP-телефонии. Это происходит благодаря политике информирования компании. Исходя из этого, можно сделать вывод, что услуги непопулярны по причине того, что мало кто заинтересован в их массовом продвижении. Мобильным операторам и операторам фиксированной связи это невыгодно в первую очередь, потому как они потеряют большую долю своих доходов от абонентов.

Aвтор: Ольга Калядина

Фото: Сергей Кокарев

Источник: Волжская коммуна

Расскажи своим:
 



INGOTS



Авторизация