Подписка на новостиСамара TECH в твиттере!Самара TECH в FacebookСамара TECH в ЖЖ

Обзоры

Мошенники не пройдут

tel_moshenСотовый телефон стал таким популярным, даже обыденным предметом, что на него не могли не обратить внимание разного рода мошенники. Страдают от мобильного мошенничества не только абоненты, но и компании сотовой связи. Вернее, страдает их имидж. Не в последнюю очередь, в том числе и по этой причине, сотовики в последнее время предпринимают особые усилия для борьбы с мошенниками.

Кругом обман

Редко кто не сталкивался с уже практически «классическими» методами «развода», как - «Мама (бабушка, брат, папа...), я в беде, положи мне денег на телефон» или «Вы выиграли автомобиль. Купите карту оплаты на 500 рублей и сообщите пин-код» или телелотереи, в которых на экране «бьется в конвульсиях» девушка и ждет, когда же именно вы ей позвоните и правильно ответите на вопрос, где за 10 минут ожидания на проводе оборачивается списанием со счета сумм с тремя нолями.

Но это классика. Появилось много новых, более технологичных способов мошенничества. Среди них программы-блокираторы. После посещения зараженных сайтов экран монитора закрывает заставка программы-вымогателя с предложением отправить SMS на определенный номер, после чего со счета абонента списывается от 300 рублей и более.

Еще один пример мошенничества – продажа таких программ, как SMS-шпион, пеленгатор, сканер. Продавцы уверяют, что после установки на телефон их чудо-творений вы сможете читать чужие SMS, шпионить за тем, где находятся ваши знакомые, или даже превратить телефон в сканер. Оплата таких программ также осуществляется с помощью отправки SMS.

Существует масса случаев, когда при покупке мобильного контента – картинки и рингтоны с одной объявленной ценой со счета списывается больше денег, чем было указано.

По словам начальника департамента по борьбе с мошенничеством ОАО «МегаФон» Сергея Хренова, количество жалоб абонентов на мошенничество в течение года выросло в 135 раз. Годовой оборот мошенников в России оценивается им в 160 млн долларов. «Если год назад 95% случаев мошенничества было направлено против операторов сотовой связи, то сейчас большинство случаев направлено против абонентов, - подчеркивает он. - С привлечением правоохранительных органов были выявлены и заблокированы более 200 мошеннических сайтов. Ежедневно блокируются более 20 мошеннических префиксов».

В результате реализации комплекса мер против мошенников, по итогам первого полугодия 2010 года, количество жалоб на контент-провайдеров, поступающих в «МегаФон», снизилось в четыре раза.

Информация против обмана

Условно все схемы мошенничества можно разделить на те, что используют методы социального инжиниринга (когда давят на жалость, стыд, страх и другие сильные человеческие чувства) и остальные, связанные с обманом на уровне предоставления неверной информации или предоставления неполной информации. Однако общее у этих методов то, что для получения незаконных доходов мошенники используют SMS-сервисы микроплатежей. Компании мобильной связи реализуют собственные программы борьбы с мобильным мошенничеством. Все они имеют сходные черты. Во-первых, компании информируют абонентов о том, какими схемами обмана на данный момент пользуются мошенники. На сайте каждого оператора связи можно найти раздел «Безопасность», где описано, как можно противодействовать мошенникам. Например, в МТС запущена «Горячая линия 911» по фактам мобильного мошенничества. Абонент компании может бесплатно переслать любое подозрительное SMS на номер 1911. Кроме того, на самарском сайте компании есть целый раздел, посвященный безопасности http://www.samara.mts.ru/safety/).

Подобные информационные ресурсы в Интернете есть у МегаФона (http://stopfraud.megafon.ru/) и Билайна (http://safe.beeline.ru/).

Билайн реализует программу «Мобильная грамотность», цель которой — помочь абонентам сохранить свои деньги и не попасться на уловки мошенников. По бесплатному телефону 068044 абоненты могут получить актуальную информацию о противодействии мошенникам.

Компания «МегаФон» учит абонентов с малых лет, реализуя программу «Мобильные уроки». Школьники учатся правильно действовать в случае потери или кражи сотового телефона, противостоять мошенничеству, связанному с мобильной связью.

Столкнувшись со случаем мошенничества, также можно обратиться в справочную службу своего оператора связи и рассказать об этом. Если списание денег уже произошло, необходимо обратиться в абонентский отдел и написать жалобу. Компания должна провести расследование.

Техника на страже интересов людей

Как правило, продажей рингтонов и других мультимедиа-услуг занимаются контент-провайдеры. Поэтому работе с ними сотовики уделили особое внимание. С недобросовестными партнерами сотрудничество прекращается, договоры разрываются, и на таких контент-провайдеров накладываются штрафы.

Кроме того, операторы запустили сервисы, которые информируют абонента о стоимости отправки сообщений на премиум-номера. «Для абонентов МТС действует услуга «Инфоконтент», позволяющая абоненту самостоятельно уточнить стоимость контентных услуг, предоставляемых по SMS и MMS-запросам на короткие номера, - рассказывает специалист по связям с общественностью макрорегиона «Поволжье» ОАО «МТС» Екатерина Карпова. - Чтобы получить информацию о стоимости любой платной услуги, необходимо отправить бесплатное SMS-сообщение со знаком «?» на короткий номер услуги. В ответ абонент получит SMS с достоверной информацией о стоимости услуги на данном коротком номере, названии компании, обеспечивающей услугу, и контактный номер телефона службы технической поддержки». Подобные сервисы действуют и у других операторов. У МегаФона услуга называется «Мобильный прайс». А абоненты «Билайна» могут узнать стоимость отправки SMS по коротким номерам на сайте safe.beeline.ru.

С программами-блокираторами, которые заставляют отправить SMS на короткий номер, успешно справляются производители антивирусов. Например, Лаборатория Касперского (http://support.kaspersky.ru/viruses/deblocker) и Ативирус Dr.Web (http://www.drweb.com/unlocker/index/?lng=ru) запустили специальные бесплатные сервисы для борьбы с программами-блокираторами. Так что платить мошенникам больше не придется.

Автор: Сергей Самойлов

Фото: Сергей Кокарев

Источник: Волжская коммуна

Расскажи своим: