- Котова Людмила Владимировна, учитель
- Сиводед Елена Николаевна, Воспитатель
Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»
Ключевые слова: русский язык, День родного языка
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (6 МБ)
Цель: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днём родного языка. Формировать интерес к русскому языку посредством лингвистических игр.
Задачи:
- формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре;
- воспитывать патриотизм;
- способствовать повышению грамотности учащихся;
- развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку, развивать речь детей, память, мышление;
- раскрывать таланты ребят.
Ожидаемые результаты:
- улучшение качества знаний учащихся;
- развитие интереса к русскому языку и литературе как учебным предметам.
Ход мероприятия
Ведущий 1
Слайд 1. Здравствуйте, дорогие ребята! С 2000 года ежегодно 21 февраля отмечается малоизвестный праздник – Международный день родного языка! Сегодня мы с вами будем говорить о родном языке, как о средстве общения., повторять и закреплять полученные знания
В Детском отделении на лечении находятся дети разных национальностей. Мы предлагаем вам поздороваться друг с другом на своём родном языке.
Дети приветствуют гостей праздника на родном языке, мы слышим приветствия на:
- русском языке – Здравствуйте!
- украинском языке – Здравствуйте! – Здрастуйтэ! Доброго дня!
- казахском языке – Сэляметсизбе!, Привет! – Сэлем!
- таджикском языке – Здравствуйте! – Ассалому алейкум! Привет! – Салом!
- киргизском, азербайджанском языка – Салам алейкум!
- памирском – Здравствуйте! – Царанг
- мордовском языке – Здравствуйте! – Шумбратада!
- Привет! – Шумбрат!
- армянском языке – Здравствуйте! – Барев дзез! Привет! – Вохчуйн!
- адыгейском языке – Сэлам!
- грузинском языке – Здравствуйте! – Гимарджоба! Привет! – Салами!
- македонском языке – Здравствуйте! – Здраво, чао!
- вьетнамском языке – Здравствуйте! – Син тяо! Привет!- Тяо!
- пакистанском языке – Здравствуйте! – Салям алейкум! или Хи!
Ведущий 2. Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова.
Ведущий 1
Ведущий 2
Слайд 3. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.
Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции, в Киргизии киргизский, в Грузии грузинский, а в России государственным является один язык – русский.
Алина Шатрова, 8 класс
Ульяна Петренко, 6 класс
Григорий Ротарь, 5 класс
Севинч Хомракулова, 6 класс
Руслан кызы Элизат, 8 класс
Расулова Марьям, 6 класс
Шарипова Сабрина, 8 класс
Ведущий 2. Ребята из ближнего зарубежья на поэтическом русском языке рассказали нам, как много исторических событий произошло в нашей стране – России.
Ведущий 1.
Слайд 4. Большинство языков не имеют никакого официального статуса – на них просто говорят… на одном языке – 10 человек, на другом -100, на третьем – 1000, а на четвертом – 10.000…
Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают.
Патимам Патимат, 6 класс
Балачёв Солтав, 4 класс
Худоакумов Мухамедали, 5 класс
Ведущий 2. Учащиеся 2-3 классов из ансамбля «Сударушка» исполнят песню «У моей России», а мы посмотрим красивый видеоклип, где показаны бескрайние просторы России.
Ведущий 1
Ребята, вашему вниманию мы предлагаем квест-игру «Путешествие в мир родного языка», в которой принимают участие все дети. За правильные ответы участники получают фишки.
Конкурс № 1. «Аз да буки, потом все науки»
Слайд 5. Когда мы приходим в школу, нам вручают замечательную книгу – азбуку, а знаете ли вы как произошло это название? (Слово «азбука» произошло от названия двух первых букв древнерусского алфавита «аз» и «буки»)
- Кто создал древнерусскую азбуку? (святые Кирилл и Мефодий)
- Знаете ли вы, сколько букв было в древнерусской азбуке? (43 буквы)
- Как вы думаете легко ли было учиться грамоте в давние времена? Почему? (Букв было много, каждая буква имела свое название)
- Сколько букв в современном алфавите? (33 буквы)
Ведущий 1
Слайд 6. На слайде на древней иконе слева изображены славянские просветители святые преподобные Кирилл и Мефодий. Древнерусскую азбуку вы видите справа.
Слайд 7. На уроках «Родного языка» учащиеся 5-6 классов, выполняя занимательные лингвистические задания, познакомились с буквами древнерусской азбуки, выполняли проект «Заглавная буквица». Слайд 8
Слайд 9 и передавали полученные знания учащимся начальной школы и вместе выполнили проект «Оживи букву».
Слайд 10 (слова) – 11 (ответы) и теперь я вам предлагаю стать переводчиком и сделать перевод слов с древнерусского языка на современный русский язык.
Съдъсъ (здесь), бъчела (пчела), съдоровъ (здоров), двашьды (дважды), дъстоканъ (стакан)
Помимо трудных названий букв, сложность учёбы была в том, что при чтении требовалось сначала называть буквы первого слога, а затем второго, з третьего и так далее. В итоге слоги складывались в слово.
Слайд 12. Например (на слайде), слова Школа и Человек. Слайд 13 Если прочитать все буквы по алфавиту, то мы узнаем какое послание оставили потомкам святые Кирилл и Мефодий.
Просмотр видео про русскую азбуку.
Запомните дети: Я знаю буквы. Письмо – это достояние.
Ведущий 2 продолжение конкурса
Слайд 14. Одним из самых главных богов у древних славян считался РОД. Именно он указал людям, что их главная задача на земле – продолжение рода. Принято, что именно в нашем языке от слова «РОД» образовано такое количество РОДственных слов.
- Как называется место, где мы родились? (Родина)
- Кто дал нам жизнь? (родители)
- Что нас окружает? (природа)
- Близкие по крови. Это наши (родственники) или (родные)
- Людей, населяющих нашу страну, можно назвать одним словом. Каким? (народ)
- Те, кто не верил в РОДа называли уРОД или выРОДок.
Слайд 15. Правильные ответы.
Ведущий 1.
Конкурс №2 «Разминка»
Слайд 16. Антонимы – это слова с противоположным значением. Я предлагаю вам несколько слов, вы – антонимы к ним.
- Большой – маленький
- Ленивый – трудолюбивый
- Бежать – стоять
- Хвалить – ругать
- Друг – враг
- Жарко – холодно
Слайд 17. Синонимы – это слова, различные по написанию, но одинаковые по смыслу.
- Ребёнок – малыш
- Скупой – жадный
- Товарищ – друг, приятель
- Спешить – торопиться
- Ложь – неправда
Конкурс № 3 «Русские синонимы»
Слайд 18. Очень часто мы употребляем иностранные слова, хотя в русском языке есть слова с таким же значением. Подберите русские синонимы к словам:
- Фейс – (лицо)
- Бэби – (малыш)
- Инъекция – (укол)
- Боты – (сапоги)
- Эгоизм – (себялюбие)
Ведущий 2.
Игра «Нужно не только знание, но и внимание»
Если я называю имя существительное в единственном числе, вы хлопаете в ладоши. Если во множественном числе – поднимаете руки вверх.
Тетрадь, карандаши, ведро, дети, пальто, человек, тигры, слова, кенгуру, мука, молоко, сани.
Продолжение.
Дуга – назовите слово во мн.ч. …..
Рука – мн.ч. ……
Мука – ? …..
Житель – назовите слово во мн.ч. мн.ч. …..
Любитель – мн.ч. ……
Узбек – мн.ч. ……
Человек – ? …….
Ведро – назовите слово во мн.ч. ….. |
(Она) Коза – (Он) ?…… |
Бедро – мн.ч. ….. |
Оса – ?…… |
Метро – ?….. |
Стрекоза – ? ….. |
День – назовите слово во мн.ч. ….. |
Бросать – я что делаю?…… |
Пень – мн.ч. …… |
Мечтать – я …… |
Лень – ? …… |
Кусать – я ….. |
Писать – я ….. |
Кони – назовите слово в ед.ч. ……
Пони – ? ……
Ведущий 2. В исполнении детей 5 поста прозвучат «Школьные частушки».
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Ведущий 1
Слайд 19.
Конкурс № 4. «Загадка, загаданная пословицей»
- Кто в ней не бывал, красоты не видал. Она – что гранит, никто ее не победит. Она слезам не верит. О каком городе так говорят? (Москва)
- Слайд 20. Без него и колокол нем. Он болтает, а голова отвечает. Он до Киева доведет. О каком органе полости рта речь? (Язык)
- Слайд 21. Человек без них, что дерево без корней. Они познаются в беде. Не имей сто рублей, а имей сто их. (Друзья)
Слайд 22.
Конкурс № 5 «А ты знаешь?»
- В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски – их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем брусок, то отрубали половину. Тоже деньги. Внимание, вопрос! Как называлась отрубленная часть бруска? (Эту часть называли рублём. Отсюда и пошло название денежной единицы – рубль)
Слайд 23
- Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь, не в свое дело. (нос)
Слайд 24
Конкурс №6 «Быстрый ответ. Фразеологизмы»
– Объясните фразеологизмы:
Ведущий:
Слайд 25. Очень часто людей сравнивают с животными – в переносном значении.
Конкурс №7 «Сравни» (н-р, ходит, как медведь)
Про каких животных говорится:
- голоден, как …
- упрям, как …
- колючий, как…
- изворотлив, как…
- надут, как…
- здоров, как…
Слова для справок: волк, осёл, ёж, уж, индюк, бык.
Слайд №26. Когда писателю Алексею Николаевичу Толстому был задан вопрос: «Что такое Родина?» Он ответил: «Это весь народ. Это его культура, его язык.»
Международный день родного языка – это хороший повод задуматься над истинной красотой родного языка, над его глубиной и внутренней силой.
Каждый житель коренных народов России, с уверенностью может сказать:
ВЕДУЩИЙ 1 продолжает
Звучит русская народная песня «Ой, вставала я ранёшенько» в исполнении хора имени Митрофана Ефимовича Пятницкого.
Просмотр видео.
Ведущий 2.
Конкурс №8 «Блиц-опрос»
- Назовите православных святых, которые придумали древнерусскую азбуку? (святые Кирилл и Мефодий)
- Сколько было букв?
- Сколько букв в русском алфавите?
- Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)
- Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)
- Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
- Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)
- Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)
- Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
- Сколько падежей в русском языке?
- Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»? («Мойдодыр» К.И.Чуковский )
- Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)
- Назовите главного героя сказки «по щучьему велению»? (Емеля).
- Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)
- Предприятие, где делают машины (завод)
- Место, где продают билеты (касса)
- Дорога, покрытая асфальтом. (шоссе)
- Аппарат для полета в космос (ракета)
- Главный город в стране (столица)
- Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать)
- Закончите пословицу: «терпение и труд …? (все перетрут)
Ведущий 2. Сегодня, у нас с вами состоялась очень важная встреча. Вы очень хорошо потрудились, удивили и себя, и нас.
Ведущий 1
Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре, (хором) Выучи русский язык! Он твой наставник – великий, могучий, Он переводчик, он проводник, Если штурмуешь познанья кручи, (хором) Выучи русский язык! Русское слово живет на страницах Мир окрыляющих пушкинских книг. Русское слово – свободы зарница, (хором) Выучи русский язык! Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник, Блещет зеркальностью русское слово – (хором) Выучи русский язык!
Ведущий 2.
Вот и подошла к концу наша встреча. Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина. Будем любить и сохранять родной язык! Слайд 29
Спасибо за внимание! Будьте здоровы!
Пусть прозвучат слова прощания на вашем родном языке.
На русском языке – До свидания! На украинском – До побачення! На казахском – Кош бол! На таджикском – То боздид! На памирском – Майле! На киргизском – Чейин! На мордовском – Няемозонк! На азербайджанском – Саг олун! На армянском – Аджох! На грузинском – Нахвамдис! На адыгейском – Хъяркэ! На македонском – Збогум! На вьетнамском – Там биет! На пакистанском – Кхудар хафиз!
Использованная литература и ссылки
- Г.М.Вялкова. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности обучающихся на уроках русского языка. Из-во «Планета», 2015.
- В.Волина. «Веселая грамматика», Москва. «Знание», 2007.
- С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка: Под ред. Валуева Н.В.- Издательство: АСТ, 2013г.,1360с.
- Л.Е.Тарасова “Школьный словарь омонимов. Кто? Что?”: изд. «5 за знания», 2019г., 192с. – (Серия «Словари, справочники, тесты»)
- Ушакова О.Д. Синонимы и антонимы.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2014.- 96 с. – (Серия «Словарик школьника»)
- Школьный словообразовательный словарь русского языка/А.Н.Тихонов. – М.: Цитадель-трейд, 2012г. – 576с.
- Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка: Более 5000 слов. – 2-е изд., перераб. и доп.- К.: Рад.шк.,1989.-511с.
- https://multiurok.ru/files/konkurs-k-miezhdunarodnomu-dniu-rodnogho-iazyka.html
- https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/meropriyatia/kvest_igra_mezhdunarodnyi_den_rodnogo_iazyka
3.04.2020
Уважаемые гимназисты! Уважаемые родители!
Приглашаем вас на онлайн лекции по истории и культуре народов, проживающих в Республике Башкортостан. Лекции проводятся 14 января 2021 года в онлайн формате на официальном канале портала «Мир родного языка» на платформе YouTube.
С лекциями выступают выдающиеся деятели науки Республики Башкортостан:
Зулькарнаев Марат Минигалеевич, генеральный директор ГБУКИ РБ Национальный музей Республики Башкортостан, кандидат исторических наук;
Аминев Наиль Радикович, директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Полилингвальная многопрофильная школа № 162 «СМАРТ» городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, кандидат исторических наук;
Бикмеев Михаил Ахметович, доктор исторических наук, профессор, член Регионального отделения Академии военных наук по Республике Башкортостан.
Набор в секцию олимпийского Тхэквондо WT; Республиканский фестиваль «PROF среда» приглашает
rodnoyyazyk.ru Родные языки и культуры в современном изменяющемся мире rodnoeslovo.ru РОДНОЕ СЛОВО | Союз был основан в 2013 году, как Некоммерческое партнерство по содействию в поддержке и сохранении русского языка «Родное слово» издательством «Русистика» и Институтом русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 26 апреля 2019 года партнерство было переименовано в Научно-образовательный союз развития языковой и информационной культуры «Родное слово» meschool.ru MESCHOOL — Школы английского №1. Только носители языка. Красногорск, Куркино, Путилково — Курсы европейских языков — английский, итальянский, испанский и французский языки для детей и взрослых. Мы говорим на своих родных языках и вы заговорите! kumuk-til.ru КУМЫКСКИЙ ЯЗЫК — Не знать своего родного языка – значит, быть «идущим во тьме»… muchwatch.ru УМНЫЕ ЧАСЫ — Навигатор умных вещей yourlang.ru Родной язык familia-linguarum.ru Familia linguarum – говори на любом языке, как на своем родном 100tatarstan.ru Год родных языков и народного единства в РТ vmk-konkurs.ru Главная | Всероссийский мастер-класс учителей родных языков, включая русский языкнарода.рф Ассоциация учителей родного, в том числе русского, языка — Официальный сайт Ассоциации gramotnost.ru Курсы русского языка “Родная Речь” rodyaz.ru Журнал «Родной язык» teacherkam.ru Ассоциация учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера Камчатского края • ispaniaonline.ru Испания.Online — Новости Испании на родном языке r-yaz.ru Родной язык — сеть лингвистических центров english-territory.ru English-territory – Услуги репетитора английского языка — когда иностранный второй родной! hello19.ru Hello kids – английский язык для детей в абакане, хакасия – английский язык для детей в абакане. perevod-pesen.com Тексты и переводы зарубежных песен на русский язык, перевод английских песен на русский язык
Внедрение в отечественные школы доступной цифровой образовательной среды происходит с опорой на инфраструктуру и программное обеспечение. Государственная информационная система ФГИС «Моя школа» выступает здесь центральным звеном.
Регистрация
Зарегистрироваться на платформе до 2023 года необходимо всем участникам общеобразовательного процесса. Для присоединения нового региона к площадке местной организации, занимающейся управлением в сфере образования, необходимо направить официальное письмо на электронную почту support@myschool.edu.ru.
Если ребенку не исполнилось четырнадцати лет, учетную запись создают родители/законные представители через свою. Для авторизации выполняется простой алгоритм действий.
- Нужно перейти на сайт https://myschool.edu.ru;
- Нажать на кнопку «Войти».
- На открывшемся сайте Госуслуг в графе «Телефон/Email/СНИЛС», вводят одно из следующих наименований. Важно, чтобы информация совпадала с представленной на Госуслугах.
- В открывшемся окне вводят пароль от учетной записи портала и нажимают кнопку «Войти».
- Система автоматически перенесет в личный кабинет.
- При указании неправильных данных появится информационное сообщение о некорректности ввода данных. Необходимо исправить ошибки и повторить процедуру авторизации. Если проблема всё равно не решилась, следует обратиться в службу тех. поддержки.
При первичной авторизации потребуется предоставить доступ на просмотр данных.
Для работы в системе пользователь должен обладать следующими компетенциями:
- Уметь работать на стационарном компьютере под управлением операционной системы «Виндовс» или «Линукс»;
- Понимать общие процессы работы с различными типами информационного контента.
Вход через Госуслуги
Для подключения необходимо зарегистрироваться на портале Госуслуг. Вход в систему осуществляется по единому логину и паролю.
Зарегистрировавшись один раз, пользователь получает единый доступ ко всем образовательным сайтам, электронному дневнику и полезному верифицированному контенту.
Для управления настройками «учетки» или перехода в другие сервисы в профиле выбирают раздел «Настройки аккаунта». Если у человека сразу несколько ролей в системе (и учитель, и родитель), он попадает на страницу с настройками автоматически.
Читайте также: Как узнать результаты ОГЭ через Региональный информационный портал Иркутской области
Для получения роли «Педагогический работник» директору образовательной организации требуется добавить сотрудника к учетной записи портала Госуслуг. Понадобится уведомить регионального координатора, который обрабатывает данные во всех школах в своем населенном пункте.
После авторизации пользователю доступны следующие разделы:
- Учетные записи;
- Запросы;
- Образовательные организации;
- Группы ОО;
- Группировки обучающихся.
Удалить в системе можно только структурные роли, находящиеся в статусе «Прекращена». Единственную структурную роль без удаления профиля убрать невозможно.
Функциональные возможности ФГИС «Моя школа»
Основная цель создания ФГИС Моя школа — обеспечить эффективную информационную поддержку образовательных организаций, а также создать условия для эффективного использования новых информационных технологий.
В результате должны быть реализованы следующие функции:
- Работа с электронным журналам (для своевременного учета успеваемости и посещаемости уроков);
- Работа с электронными дневниками (для корректировки учебной программы);
- Работа с электронной методической библиотекой (в том числе и при подготовке уроков учителям и самоподготовке ученикам);
- Работа с презентациями и тестовыми документами, содержащими таблицы;
- Возможность создания персональных и групповых чатов (в том числе и для проведения видео конференций);
- Формирование показателей статистического направления на основе действий педагогических работников;
- Создание возможностей эффективного вовлечения родителей в образовательный процесс.
Пользоваться «Моей школой» смогут ученики, законные представители, учителя, а также поставщики цифрового образовательного контента (различные издательства учебной и методической литературы). Разработчики уверены: за платформой будущее системы образования.
Для входа в личный кабинет Атоми на официальном сайте Atomy.ru введите свой номер пользователя (ID) и пароль, выданные Вашим спонсором.
Вид страницы входа в личный кабинет на сайте Atomy.ru
Не получается зайти в личный кабинет Атоми?
Вот возможные причины, по которым не получается войти в свой личный кабинет АТОМИ:
- Вы вводите неправильно свои данные — ID или пароль. Если вы их забыли, используйте инструкцию по их восстановлению.
- Прошло более 6 месяцев с даты вашей последней покупки и система автоматически удалила Ваш аккаунт. В этом случае можете обратиться к вашему спонсору для повторной регистрации. В случае, если вы не помните кто вас регистрировал, можете запросить регистрацию через наш сайт, при этом мы зарегистрируем вас уже в нашу структуру. Форма для запроса регистрации →
ли со статьей или есть что добавить?