К Международному дню родного языка открытое мероприятие «Квест-игра «Путешествие в мир родного языка»»

  • Котова Людмила Владимировна, учитель
  • Сиводед Елена Николаевна, Воспитатель

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Ключевые слова: русский язык, День родного языка

Презентация к уроку

image image

Загрузить презентацию (6 МБ)

Цель: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днём родного языка. Формировать интерес к русскому языку посредством лингвистических игр.

Задачи:

  • формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре;
  • воспитывать патриотизм;
  • способствовать повышению грамотности учащихся;
  • развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку, развивать речь детей, память, мышление;
  • раскрывать таланты ребят.

Ожидаемые результаты:

  • улучшение качества знаний учащихся;
  • развитие интереса к русскому языку и литературе как учебным предметам.

Ход мероприятия

Ведущий 1

Слайд 1. Здравствуйте, дорогие ребята! С 2000 года ежегодно 21 февраля отмечается малоизвестный праздник – Международный день родного языка! Сегодня мы с вами будем говорить о родном языке, как о средстве общения., повторять и закреплять полученные знания

В Детском отделении на лечении находятся дети разных национальностей. Мы предлагаем вам поздороваться друг с другом на своём родном языке.

Дети приветствуют гостей праздника на родном языке, мы слышим приветствия на:

  • русском языке – Здравствуйте!
  • украинском языке – Здравствуйте!Здрастуйтэ! Доброго дня!
  • казахском языке – Сэляметсизбе!, Привет! – Сэлем!
  • таджикском языке – Здравствуйте! – Ассалому алейкум! Привет! – Салом!
  • киргизском, азербайджанском языка – Салам алейкум!
  • памирском – Здравствуйте! – Царанг
  • мордовском языке – Здравствуйте! – Шумбратада!
  • Привет! – Шумбрат!
  • армянском языке – Здравствуйте! – Барев дзез! Привет! – Вохчуйн!
  • адыгейском языке – Сэлам!
  • грузинском языке – Здравствуйте! – Гимарджоба! Привет! – Салами!
  • македонском языке – Здравствуйте! – Здраво, чао!
  • вьетнамском языке – Здравствуйте! – Син тяо! Привет!- Тяо!
  • пакистанском языке – Здравствуйте! – Салям алейкум! или Хи!

Ведущий 2. Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова.

Ведущий 1

Ведущий 2

Слайд 3. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции, в Киргизии киргизский, в Грузии грузинский, а в России государственным является один язык – русский.

Алина Шатрова, 8 класс

Ульяна Петренко, 6 класс

Григорий Ротарь, 5 класс

Севинч Хомракулова, 6 класс

Руслан кызы Элизат, 8 класс

Расулова Марьям, 6 класс

Шарипова Сабрина, 8 класс

Ведущий 2. Ребята из ближнего зарубежья на поэтическом русском языке рассказали нам, как много исторических событий произошло в нашей стране – России.

Ведущий 1.

Слайд 4. Большинство языков не имеют никакого официального статуса – на них просто говорят… на одном языке – 10 человек, на другом -100, на третьем – 1000, а на четвертом – 10.000…

Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают.

Патимам Патимат, 6 класс

Балачёв Солтав, 4 класс

Худоакумов Мухамедали, 5 класс

Ведущий 2. Учащиеся 2-3 классов из ансамбля «Сударушка» исполнят песню «У моей России», а мы посмотрим красивый видеоклип, где показаны бескрайние просторы России.

Ведущий 1

Ребята, вашему вниманию мы предлагаем квест-игру «Путешествие в мир родного языка», в которой принимают участие все дети. За правильные ответы участники получают фишки.

Конкурс № 1. «Аз да буки, потом все науки»

Слайд 5. Когда мы приходим в школу, нам вручают замечательную книгу – азбуку, а знаете ли вы как произошло это название? (Слово «азбука» произошло от названия двух первых букв древнерусского алфавита «аз» и «буки»)

  1. Кто создал древнерусскую азбуку? (святые Кирилл и Мефодий)
  2. Знаете ли вы, сколько букв было в древнерусской азбуке? (43 буквы)
  3. Как вы думаете легко ли было учиться грамоте в давние времена? Почему? (Букв было много, каждая буква имела свое название)
  4. Сколько букв в современном алфавите? (33 буквы)

Ведущий 1

Слайд 6. На слайде на древней иконе слева изображены славянские просветители святые преподобные Кирилл и Мефодий. Древнерусскую азбуку вы видите справа.

Слайд 7. На уроках «Родного языка» учащиеся 5-6 классов, выполняя занимательные лингвистические задания, познакомились с буквами древнерусской азбуки, выполняли проект «Заглавная буквица». Слайд 8

Слайд 9 и передавали полученные знания учащимся начальной школы и вместе выполнили проект «Оживи букву».

Слайд 10 (слова) – 11 (ответы) и теперь я вам предлагаю стать переводчиком и сделать перевод слов с древнерусского языка на современный русский язык.

Съдъсъ (здесь), бъчела (пчела), съдоровъ (здоров), двашьды (дважды), дъстоканъ (стакан)

Помимо трудных названий букв, сложность учёбы была в том, что при чтении требовалось сначала называть буквы первого слога, а затем второго, з третьего и так далее. В итоге слоги складывались в слово.

Слайд 12. Например (на слайде), слова Школа и Человек. Слайд 13 Если прочитать все буквы по алфавиту, то мы узнаем какое послание оставили потомкам святые Кирилл и Мефодий.

Просмотр видео про русскую азбуку.

Запомните дети: Я знаю буквы. Письмо – это достояние.

Ведущий 2 продолжение конкурса

Слайд 14. Одним из самых главных богов у древних славян считался РОД. Именно он указал людям, что их главная задача на земле – продолжение рода. Принято, что именно в нашем языке от слова «РОД» образовано такое количество РОДственных слов.

  1. Как называется место, где мы родились? (Родина)
  2. Кто дал нам жизнь? (родители)
  3. Что нас окружает? (природа)
  4. Близкие по крови. Это наши (родственники) или (родные)
  5. Людей, населяющих нашу страну, можно назвать одним словом. Каким? (народ)
  6. Те, кто не верил в РОДа называли уРОД или выРОДок.

Слайд 15. Правильные ответы.

Ведущий 1.

Конкурс №2 «Разминка»

Слайд 16. Антонимы – это слова с противоположным значением. Я предлагаю вам несколько слов, вы – антонимы к ним.

  • Большой – маленький
  • Ленивый – трудолюбивый
  • Бежать – стоять
  • Хвалить – ругать
  • Друг – враг
  • Жарко – холодно

Слайд 17. Синонимы – это слова, различные по написанию, но одинаковые по смыслу.

  • Ребёнок – малыш
  • Скупой – жадный
  • Товарищ – друг, приятель
  • Спешить – торопиться
  • Ложь – неправда

Конкурс № 3 «Русские синонимы»

Слайд 18. Очень часто мы употребляем иностранные слова, хотя в русском языке есть слова с таким же значением. Подберите русские синонимы к словам:

  • Фейс – (лицо)
  • Бэби – (малыш)
  • Инъекция – (укол)
  • Боты – (сапоги)
  • Эгоизм – (себялюбие)

Ведущий 2.

Игра «Нужно не только знание, но и внимание»

Если я называю имя существительное в единственном числе, вы хлопаете в ладоши. Если во множественном числе – поднимаете руки вверх.

Тетрадь, карандаши, ведро, дети, пальто, человек, тигры, слова, кенгуру, мука, молоко, сани.

Продолжение.

Дуга – назовите слово во мн.ч. …..

Рука – мн.ч. ……

Мука – ? …..

Житель – назовите слово во мн.ч. мн.ч. …..

Любитель – мн.ч. ……

Узбек – мн.ч. ……

Человек – ? …….

Ведро – назовите слово во мн.ч. …..

(Она) Коза – (Он) ?……

Бедро – мн.ч. …..

Оса – ?……

Метро – ?…..

Стрекоза – ? …..

День – назовите слово во мн.ч. …..

Бросать – я что делаю?……

Пень – мн.ч. ……

Мечтать – я ……

Лень – ? ……

Кусать – я …..

Писать – я …..

Кони – назовите слово в ед.ч. ……

Пони – ? ……

Ведущий 2. В исполнении детей 5 поста прозвучат «Школьные частушки».

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Ведущий 1

Слайд 19.

Конкурс № 4. «Загадка, загаданная пословицей»

  1. Кто в ней не бывал, красоты не видал. Она – что гранит, никто ее не победит. Она слезам не верит. О каком городе так говорят? (Москва)
  2. Слайд 20. Без него и колокол нем. Он болтает, а голова отвечает. Он до Киева доведет. О каком органе полости рта речь? (Язык)
  3. Слайд 21. Человек без них, что дерево без корней. Они познаются в беде. Не имей сто рублей, а имей сто их. (Друзья)

Слайд 22.

Конкурс № 5 «А ты знаешь?»

  1. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски – их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем брусок, то отрубали половину. Тоже деньги. Внимание, вопрос! Как называлась отрубленная часть бруска? (Эту часть называли рублём. Отсюда и пошло название денежной единицы – рубль)

Слайд 23

  1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь, не в свое дело. (нос)

Слайд 24

Конкурс №6 «Быстрый ответ. Фразеологизмы»

– Объясните фразеологизмы:

Ведущий:

Слайд 25. Очень часто людей сравнивают с животными – в переносном значении.

Конкурс №7 «Сравни» (н-р, ходит, как медведь)

Про каких животных говорится:

  • голоден, как …
  • упрям, как …
  • колючий, как…
  • изворотлив, как…
  • надут, как…
  • здоров, как…

Слова для справок: волк, осёл, ёж, уж, индюк, бык.

Слайд №26. Когда писателю Алексею Николаевичу Толстому был задан вопрос: «Что такое Родина?» Он ответил: «Это весь народ. Это его культура, его язык.»

Международный день родного языка – это хороший повод задуматься над истинной красотой родного языка, над его глубиной и внутренней силой.

Каждый житель коренных народов России, с уверенностью может сказать:

ВЕДУЩИЙ 1 продолжает

Звучит русская народная песня «Ой, вставала я ранёшенько» в исполнении хора имени Митрофана Ефимовича Пятницкого.

Просмотр видео.

Ведущий 2.

Конкурс №8 «Блиц-опрос»

  1. Назовите православных святых, которые придумали древнерусскую азбуку? (святые Кирилл и Мефодий)
  2. Сколько было букв?
  3. Сколько букв в русском алфавите?
  4. Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)
  5. Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)
  6. Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
  7. Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)
  8. Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)
  9. Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
  10. Сколько падежей в русском языке?
  11. Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»? («Мойдодыр» К.И.Чуковский )
  12. Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)
  13. Назовите главного героя сказки «по щучьему велению»? (Емеля).
  14. Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)
  15. Предприятие, где делают машины (завод)
  16. Место, где продают билеты (касса)
  17. Дорога, покрытая асфальтом. (шоссе)
  18. Аппарат для полета в космос (ракета)
  19. Главный город в стране (столица)
  20. Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать)
  21. Закончите пословицу: «терпение и труд …? (все перетрут)

Ведущий 2. Сегодня, у нас с вами состоялась очень важная встреча. Вы очень хорошо потрудились, удивили и себя, и нас.

Ведущий 1

Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре, (хором) Выучи русский язык! Он твой наставник – великий, могучий, Он переводчик, он проводник, Если штурмуешь познанья кручи, (хором) Выучи русский язык! Русское слово живет на страницах Мир окрыляющих пушкинских книг. Русское слово – свободы зарница, (хором) Выучи русский язык! Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник, Блещет зеркальностью русское слово – (хором) Выучи русский язык!

Ведущий 2.

Вот и подошла к концу наша встреча. Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина. Будем любить и сохранять родной язык! Слайд 29

Спасибо за внимание! Будьте здоровы!

Пусть прозвучат слова прощания на вашем родном языке.

На русском языке – До свидания! На украинском – До побачення! На казахском – Кош бол! На таджикском – То боздид! На памирском – Майле! На киргизском – Чейин! На мордовском – Няемозонк! На азербайджанском – Саг олун! На армянском – Аджох! На грузинском – Нахвамдис! На адыгейском – Хъяркэ! На македонском – Збогум! На вьетнамском – Там биет! На пакистанском – Кхудар хафиз!

Использованная литература и ссылки

  1. Г.М.Вялкова. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности обучающихся на уроках русского языка. Из-во «Планета», 2015.
  2. В.Волина. «Веселая грамматика», Москва. «Знание», 2007.
  3. С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка: Под ред. Валуева Н.В.- Издательство: АСТ, 2013г.,1360с.
  4. Л.Е.Тарасова “Школьный словарь омонимов. Кто? Что?”: изд. «5 за знания», 2019г., 192с. – (Серия «Словари, справочники, тесты»)
  5. Ушакова О.Д. Синонимы и антонимы.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2014.- 96 с. – (Серия «Словарик школьника»)
  6. Школьный словообразовательный словарь русского языка/А.Н.Тихонов. – М.: Цитадель-трейд, 2012г. – 576с.
  7. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка: Более 5000 слов. – 2-е изд., перераб. и доп.- К.: Рад.шк.,1989.-511с.
  8. https://multiurok.ru/files/konkurs-k-miezhdunarodnomu-dniu-rodnogho-iazyka.html
  9. https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/meropriyatia/kvest_igra_mezhdunarodnyi_den_rodnogo_iazyka

3.04.2020

Уважаемые гимназисты! Уважаемые родители!

Приглашаем вас на онлайн лекции по истории и культуре народов, проживающих в Республике Башкортостан. Лекции проводятся 14 января 2021 года в онлайн формате на официальном канале портала «Мир родного языка» на платформе YouTube.

С лекциями выступают выдающиеся деятели науки Республики Башкортостан:

Зулькарнаев Марат Минигалеевич, генеральный директор ГБУКИ РБ Национальный музей Республики Башкортостан, кандидат исторических наук;

Аминев Наиль Радикович, директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Полилингвальная многопрофильная школа № 162 «СМАРТ» городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, кандидат исторических наук;

Бикмеев Михаил Ахметович, доктор исторических наук, профессор, член Регионального отделения Академии военных наук по Республике Башкортостан.

Набор в секцию олимпийского Тхэквондо WT;    Республиканский фестиваль «PROF среда» приглашает

Компания
хранителиязыка.рф Хранители Родного Языка — Информационно-познавательный портал для носителей и всех, кто интересуется северо-западным наречием марийского языка

rodnoyyazyk.ru Родные языки и культуры в современном изменяющемся мире rodnoeslovo.ru РОДНОЕ СЛОВО | Союз был основан в 2013 году, как Некоммерческое партнерство по содействию в поддержке и сохранении русского языка «Родное слово» издательством «Русистика» и Институтом русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 26 апреля 2019 года партнерство было переименовано в Научно-образовательный союз развития языковой и информационной культуры «Родное слово» meschool.ru MESCHOOL — Школы английского №1. Только носители языка. Красногорск, Куркино, Путилково — Курсы европейских языков — английский, итальянский, испанский и французский языки для детей и взрослых. Мы говорим на своих родных языках и вы заговорите! kumuk-til.ru КУМЫКСКИЙ ЯЗЫК — Не знать своего родного языка – значит, быть «идущим во тьме»… muchwatch.ru УМНЫЕ ЧАСЫ — Навигатор умных вещей yourlang.ru Родной язык familia-linguarum.ru Familia linguarum – говори на любом языке, как на своем родном 100tatarstan.ru Год родных языков и народного единства в РТ vmk-konkurs.ru Главная | Всероссийский мастер-класс учителей родных языков, включая русский языкнарода.рф Ассоциация учителей родного, в том числе русского, языка — Официальный сайт Ассоциации gramotnost.ru Курсы русского языка “Родная Речь” rodyaz.ru Журнал «Родной язык» teacherkam.ru Ассоциация учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера Камчатского края • ispaniaonline.ru Испания.Online — Новости Испании на родном языке r-yaz.ru Родной язык — сеть лингвистических центров english-territory.ru English-territory – Услуги репетитора английского языка — когда иностранный второй родной! hello19.ru Hello kids – английский язык для детей в абакане, хакасия – английский язык для детей в абакане. perevod-pesen.com Тексты и переводы зарубежных песен на русский язык, перевод английских песен на русский язык

novomix.ru Сухие минеральные краски, сухие строительные смеси NOVOMIX novomorsnab.ru ООО «Новоморснаб» – транспортно-экспедиторская компания npoanalitika.ru НПО Аналитика novomiroptika.ru Новомир Оптика novopack.pro Упаковка и тара оптом с доставкой по России – Новопак npo-86.ru Все о бетоне – Информационный сайт npnd.ru БУ “Нижневартовская психоневрологическая больница” npnz.ru Пензенские новости | Последние новости сегодня в Пензе и области — свежие новости часа novomirsk.ru МБОУ Новомирская СОШ Азовского района npnec.ru Экспертиза в Арзамасе, независимая оценка – НП Нижегородский экспертный центр npoarsenal.ru НПО Арсенал – Индивидуальный подход и высокое качество выполнения работ npo-ahtuba.ru НПО Ахтуба – нефтехимическое, металлургическое, машиностроительное оборудование novominschool36.ru Новости npoarosa.ru Лабораторное оборудование для оснащения лабораторий в Челябинске – ООО «Ароса» novominschool35.ru Главная npnso.ru Новосибирская нотариальная палата – Главная стараница»

Внедрение в отечественные школы доступной цифровой образовательной среды происходит с опорой на инфраструктуру и программное обеспечение. Государственная информационная система ФГИС «Моя школа» выступает здесь центральным звеном.

Регистрация

Зарегистрироваться на платформе до 2023 года необходимо всем участникам общеобразовательного процесса. Для присоединения нового региона к площадке местной организации, занимающейся управлением в сфере образования, необходимо направить официальное письмо на электронную почту support@myschool.edu.ru.

Если ребенку не исполнилось четырнадцати лет, учетную запись создают родители/законные представители через свою. Для авторизации выполняется простой алгоритм действий.

  1. Нужно перейти на сайт https://myschool.edu.ru;
  2. Нажать на кнопку «Войти».
  3. На открывшемся сайте Госуслуг в графе «Телефон/Email/СНИЛС», вводят одно из следующих наименований. Важно, чтобы информация совпадала с представленной на Госуслугах.
  4. В открывшемся окне вводят пароль от учетной записи портала и нажимают кнопку «Войти».
  5. Система автоматически перенесет в личный кабинет.
  6. При указании неправильных данных появится информационное сообщение о некорректности ввода данных. Необходимо исправить ошибки и повторить процедуру авторизации. Если проблема всё равно не решилась, следует обратиться в службу тех. поддержки.

При первичной авторизации потребуется предоставить доступ на просмотр данных.

Для работы в системе пользователь должен обладать следующими компетенциями:

  • Уметь работать на стационарном компьютере под управлением операционной системы «Виндовс» или «Линукс»;
  • Понимать общие процессы работы с различными типами информационного контента.

Вход через Госуслуги

Для подключения необходимо зарегистрироваться на портале Госуслуг. Вход в систему осуществляется по единому логину и паролю.

Зарегистрировавшись один раз, пользователь получает единый доступ ко всем образовательным сайтам, электронному дневнику и полезному верифицированному контенту.

Для управления настройками «учетки» или перехода в другие сервисы в профиле выбирают раздел «Настройки аккаунта». Если у человека сразу несколько ролей в системе (и учитель, и родитель), он попадает на страницу с настройками автоматически.

Читайте также:  Как узнать результаты ОГЭ через Региональный информационный портал Иркутской области

Для получения роли «Педагогический работник» директору образовательной организации требуется добавить сотрудника к учетной записи портала Госуслуг. Понадобится уведомить регионального координатора, который обрабатывает данные во всех школах в своем населенном пункте.

После авторизации пользователю доступны следующие разделы:

  • Учетные записи;
  • Запросы;
  • Образовательные организации;
  • Группы ОО;
  • Группировки обучающихся.

Удалить в системе можно только структурные роли, находящиеся в статусе «Прекращена». Единственную структурную роль без удаления профиля убрать невозможно.

Функциональные возможности ФГИС «Моя школа»

Основная цель создания ФГИС Моя школа — обеспечить эффективную информационную поддержку образовательных организаций, а также создать условия для эффективного использования новых информационных технологий.

В результате должны быть реализованы следующие функции:

  • Работа с электронным журналам (для своевременного учета успеваемости и посещаемости уроков);
  • Работа с электронными дневниками (для корректировки учебной программы);
  • Работа с электронной методической библиотекой (в том числе и при подготовке уроков учителям и самоподготовке ученикам);
  • Работа с презентациями и тестовыми документами, содержащими таблицы;
  • Возможность создания персональных и групповых чатов (в том числе и для проведения видео конференций);
  • Формирование показателей статистического направления на основе действий педагогических работников;
  • Создание возможностей эффективного вовлечения родителей в образовательный процесс.

Пользоваться «Моей школой» смогут ученики, законные представители, учителя, а также поставщики цифрового образовательного контента (различные издательства учебной и методической литературы). Разработчики уверены: за платформой будущее системы образования.

Для входа в личный кабинет Атоми на официальном сайте Atomy.ru введите свой номер пользователя (ID) и пароль, выданные Вашим спонсором.

Вид страницы входа в личный кабинет на сайте Atomy.ru

image

Не получается зайти в личный кабинет Атоми?

Вот возможные причины, по которым не получается войти в свой личный кабинет АТОМИ:

  1. Вы вводите неправильно свои данные — ID или пароль. Если вы их забыли, используйте инструкцию по их восстановлению.
  2. Прошло более 6 месяцев с даты вашей последней покупки и система автоматически удалила Ваш аккаунт. В этом случае можете обратиться к вашему спонсору для повторной регистрации. В случае, если  вы не помните кто вас регистрировал, можете запросить регистрацию через наш сайт, при этом мы зарегистрируем вас уже в нашу структуру.  Форма для запроса регистрации →

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий