Дата: 2021-12-15Формат участия: On-line (zoom, skype и др.)Сайт: https://ftscience.ru/psyhologiya2021/Email: [email protected]Информационное письмо: dek-ol6-mezhdunarodnaya-nauchnaya-onlajn-olimpiada-po-psixologii-psixologiya-bez-granic-2021.docxПоложение о проведении Международной научной онлайн олимпиады по психологии «Психология без границ – 2021» ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ Наука – это система знаний о природе, обществе и человеке. Путь к знаниям нелегок, он требует упорства, настойчивости. Важно стараться узнавать что-то новое и повышать свою эрудицию. Международная научная онлайн олимпиада по психологии «Психология без границ – 2021» (далее олимпиада) поможет выяснить, в каких заданиях ваши знания находятся на высоком уровне, а где надо ещё поработать над собой. Цель – Поддержка обучающихся, имеющих высокую познавательную мотивацию, развитие творческого интереса в различных областях образования, раскрытие потенциала педагогического сообщества, их поддержка и поощрение. Задачи: повышение мотивации участников к познавательной деятельности; развитие творческого интереса в области фундаментальных наук; развитие знаний у молодого поколения; повышение интереса к творческому образованию и интеллектуальной деятельности в среде молодежи, в профессиональных сообществах, в обществе в целом; выявление и поддержка талантливых учащихся в сфере интеллектуальной деятельности, мотивированных на продолжение образования, создание условий для интеллектуального развития. ОРГАНИЗАТОРЫ Организатор – Российское научное общество «Future technologies: science and innovations» (ссылка: https://ftscience.ru ) УЧАСТНИКИ К участию в игре приглашаются все желающие (школьники, студенты, учителя, преподаватели и др.) ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ Онлайн олимпиада, проходит на официальном сайте Российского научного общества «Future technologies: science and innovations». Для участия в олимпиаде необходимо перейти по ссылке – https://ftscience.ru/psyhologiya2021/ и заполнить форму на участие в олимпиаде. Вам будет предложено сразу пройти олимпиаду, которая состоит из 2-х блоков (Первый блок – поле регистрации участника. Второй блок – вопросы олимпиады). Всего предстоит ответить на вопросы, посвященных экономике. Максимальное количество баллов за олимпиаду – 100. Среднее время прохождения олимпиады – 10 – 15 минут. Следует отметить, что временных ограничений по выполнению заданий не существует. Все участники олимпиады получат сертификаты, а победители – дипломы. Дипломы победителей и сертификаты отправляются всем участникам мероприятия посредством электронной рассылки. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ Олимпиада, проходит с 20 ноября по 15 декабря 2021 г. В эти даты принимаются заявки от участников и выполненные задания олимпиады. Заявки, направленные позже указанного срока, к рассмотрению не принимаются. С 16 по 19 декабря состоится сбор организационного комитета и проверка работ участников. Уже 20 декабря – формирование списков. В этот период будут объявлены победители олимпиады, и затем будет организована рассылка материалов (дипломов и сертификатов) участникам и победителям по электронной почте. СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ Участие в Олимпиаде и ВЫДАЧА СЕРТИФИКАТОВ производится на БЕСПЛАТНОЙ ОСНОВЕ. В случае, если участник олимпиады становится победителем или призером, то возможна отправка на электронную почту участника именного Диплома. Данный документ имеет значимость для участия студентов в конкурсе на Повышенную Государственную Академическую Стипендию (ПГАС) по месту требования, а для педагогов – для аттестации. 200 рублей – оргвзнос за получение Диплома победителя или призера Олимпиады с целью организационных расходов в случае, если участник получил достаточно баллов за выполненные задания на портале. УЧАСТНИКАМ ИЗ РОССИИ платить следует по банковским реквизитам, указанным ниже. Если участников олимпиады несколько, оплатить можно за всех участников одной общей суммой. ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ИЗ ДРУГИХ СТРАН. 200 рублей – оргвзнос за получение Диплома победителя или призера Олимпиады с целью организационных расходов в случае, если участник получил достаточно баллов за выполненные задания на портале. УЧАСТНИКАМ ИЗ ДРУГИХ СТРАН платить следует через системы электронных денежных переводов Яндекс Кошелек (Юmoney) или Wevmoney. Перевод необходимо сделать на имя Файзулин Максим Сергеевич, г. Москва, Россия, телефон +79211486123 (Fayzulin Maksim Sergeevich, Moscow, Russia, телефон +79211486123). Если участников олимпиады несколько, перевод можно сделать одной общей суммой. После оплаты в обязательном порядке прислать подтверждение оплаты Оргвзноса (чек или фото / скан) и ФИО участника Олимпиады на почту Оргкомитета: [email protected] КООРДИНАТОР По всем вопросам обращайтесь по электронной почте: [email protected], Оргкомитет: +7 (921) 148 61 23. Официальный сайт: ftscience.ru.
Форма участия: On-line (zoom, skype и др.)
Город: Москва
Сайт: http://ftscience.ru/psyhologiya2021/
Информационное письмо: Скачать
E-mail: [email protected]
Сегодня
о межрегиональной дистанционной олимпиаде по психологии «Психология без границ» для школьников 6-11 классов 1. Общие положения 1.1. Межрегиональная дистанционная олимпиада по психологии «Психология без границ» (далее Олимпиада) нацелена на выявление и поддержку творческих способностей обучающихся, формирование умений проведения учебного исследования, популяризацию психологических знаний, а также на развитие интереса учащихся к дальнейшей подготовке в области психологии. 1.2. Олимпиаду проводят ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», . 1.3. Олимпиада проводится в два тура (личный и групповой) в трех возрастных группах – 6-7, 8-9, 10-11 классов. 1.4. Организацией и проведением Олимпиады на местах занимается руководитель команды школы (далее Организатор). Функции Организатора может выполнять как педагог-психолог школы, так и другой педагогический работник. 2. Участники Олимпиады 2.1. В Олимпиаде принимают участие учащиеся 6-11-х классов на добровольной основе. 2.2. Количество участников от одной школы не ограничено. 2.3. Каждый участник может участвовать как в личном, так и групповом туре Олимпиады. 3. Порядок участия в личном туре Олимпиады 3.1. Организатор до 20 октября (включительно) подает заявку по установленной форме (приложение 1) на участие в личном туре Олимпиады на электронный адрес оргкомитета psy–olimp@mail.ru 3.2. Секретарь оргкомитета высылает на электронную почту Организатора подтверждение регистрации. После получения подтверждения регистрации Организатор оплачивает организационный взнос в размере 150 рублей за каждого участника (приложение 2). Организационный взнос расходуется на разработку заданий и критериев оценивания, разработку наградного материала, организационное и методическое обеспечение Олимпиады. 3.3. Организатор высылает копию квитанции об уплате оргвзноса на электронный адрес оргкомитета *****@***ru . Участники, своевременно не оплатившие оргвзнос, не допускаются к выполнению заданий личного и группового тура. Претензии по вопросам несвоевременной регистрации и оплаты оргвзноса оргкомитетом не рассматриваются. 3.4. В день проведения личного тура 22 октября 2012 г. на электронный адрес, указанный Организатором в заявке, высылаются задания личного тура, инструкции по его проведению. 3.5. Задания личного тура затрагивают предметные области житейской и научной психологии, социальной психологии, конфликтологии, психологии общения. 3.6. Участники Олимпиады выполняют задания личного тура в течение 7 дней (22-28 октября). Критерии оценивания и инструкция по проверке работ высылаются Организатору 29 октября 2012 г. 3.7. Педагоги-психологи школ-участниц проверяют детские работы личного тура 2октября 2012 г., полученные результаты заносятся в протокол и высылаются на электронный адрес Оргкомитета не позднее 1 ноября 2012 г. 3.8. Оргкомитет предоставляет участникам Олимпиады возможность централизованной проверки работ. Организатор может воспользоваться этой возможностью и отослать отсканированные детские работы в формате jpeg или pdf на электронный адрес Оргкомитета не позднее 29 октября 2012 г. В правом верхнем углу каждой страницы работы должна быть указана фамилия, имя участника, класс и номер страницы работ (страниц всего) по образцу Иванов Саша, 6 класс – стр.4 (6). 4. Порядок участия в групповом туре Олимпиады 4.1. Организатор формирует команду из числа школьников, участвовавших в личном туре Олимпиады. Состав команды (команд) школ указывается Организатором в заявке при регистрации (приложение 1). 4.2. Команда школьников состоит из 3-6 учащихся, предпочтительно одной возрастной группы. В случае невозможности соблюдения этого условия по объективным причинам в состав команды могут быть включены не более двух учащихся соседних возрастных групп. 4.3. Задания группового тура и инструкции по его проведению высылаются 8 ноября 2012 г. на электронный адрес, указанный Организатором в заявке. 4.4. Задания носят развивающий характер, в ходе их выполнения ребята смогут не только продемонстрировать свою осведомленность в области психологии, но и проявить навыки продуктивной коммуникации, работы в группе, анализа ситуации, умение создавать совместный творческий продукт. 4.5. На выполнение заданий группового тура отводится 5 рабочих дней (8-13 ноября 2012 г.). 4.6. 14 ноября 2012 г. Организатор высылает результат групповой работы каждой зарегистрированной команды от школы в Оргкомитет. 5. Организационно-методическое обеспечение 5.1. Общее руководство олимпиадой осуществляется оргкомитетом, в состав которого входят научные и педагогические работники, профессора и преподаватели психологических и педагогических факультетов высших учебных заведений, специалисты информационно-методического центра г. Набережные Челны. 5.2. Функции оргкомитета: согласует формы и порядок проведения олимпиады на всех ее этапах; осуществляет руководство подготовкой и проведением личного и группового тура; определяет критерии оценки олимпиадных работ; формирует пакеты заданий для проведения Олимпиады по возрастным группам 6-7, 8-9, 10-11 классов; организует централизованную проверку работ личного тура (по запросу Организаторов); выявляет победителей (лауреатов) личного тура олимпиады в различных возрастных группах; организует оценку работ участников группового тура; своевременно оповещает Организаторов об изменениях регламента проведения Олимпиады, победителях и призерах. 6. Судейство Олимпиады. Поощрение участников. 6.1. Педагоги-психологи школ-участниц осуществляют проверку работ личного тура в соответствии с представленными Оргкомитетом критериями, заполняют протокол и высылают его в Оргкомитет. 6.2. C целью опосредованного контроля соблюдения правил проведения Олимпиады, Оргкомитетом проводится статистическая обработка полученных протоколов. Протоколы, не прошедшие данную процедуру, не могут быть включены в число победителей (призеров) Олимпиады. 6.3. Централизованная проверка работ (согласно п.3.8 данного Положения) осуществляется сотрудниками кафедры педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов». 6.4. Участники Олимпиады получают сертификаты, которые отправляются на электронный адрес Организатора в PDF-формате. 6.5. Победители личного тура Олимпиады определяются в возрастной группе по каждому классу отдельно по наибольшей сумме баллов. Число победителей личного тура Олимпиады не может составлять более 8% от числа всех участников. 6.6. Призеры личного тура Олимпиады определяются по каждой школе-участнице отдельно. Максимальная доля призеров в общей выборке участников и минимальный балл, который участник должен набрать, чтобы быть зачисленным в призеры Олимпиады, уточняются Оргкомитетом после того, как обработана сводная таблица результатов. 6.7. Победители и призеры Олимпиады в личном туре награждаются грамотами и дипломами, которые отправляются в PDF-формате на электронный адрес Организатора в срок до 25 ноября 2012 г. 6.8. Команды-победители и призеры группового тура Олимпиады определяются по возрастным группам. В каждой возрастной группе определяются три команды, занявшие I место, три команды, занявшие II место, три команды, занявшие III место. 7. Поощрение организаторов и педагогов – психологов школ 7.1. Педагоги-психологи, чьи воспитанники стали победителями (призерами) Олимпиады, отмечаются благодарственным письмом Оргкомитета. 7.2. Организаторы отмечаются благодарственным письмом Оргкомитета за организацию и проведение межрегиональной дистанционной олимпиады по психологии «Психология без границ», рассылка проводится в PDF-формате. 8. Контактная информация Научно-методическое сопровождение: ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», сектор перспективно практикоориентированных исследований и разработок Республика Татарстан, г.В Набережные Челны, ул.В Низаметдинова, 28 заведующий сектором – е-mail: *****@***ru, тел. (раб) 8(8552)466776, (сот) , Организационное сопровождение: Общество с ограниченной ответственностью (образование для учащихся и учителей), генеральный директор – е-mail: *****@***ru, тел (сот) ПРИЛОЖЕНИЕ 1 олимпиаде по психологии «Психология без границ» для школьников 6-11 классов Ф. И.О. ответственного лица от учреждения (Организатора) учреждение, город должность телефон для связи (раб/сот) электронный адрес для переписки ЛИЧНЫЙ ТУР № Ф. И. участника класс ГРУППОВОЙ ТУР НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ *_______________________ № Ф. И. участника класс * в случае нескольких команд заполнять на каждую ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Внимание! При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Комиссия за перечисление ниже, если осуществить платеж через Татфондбанк. Внимание! Обязательно укажите фамилию, имя, отчество и адрес плательщика оргвзноса, краткое название учебного заведения! ИЗВЕЩЕНИЕ Форма № ПД-4 Расчетный счет № в филиал «Челнинский» «Татфондбанк» К/с ______________________________________________________________________________ Фамилия, имя, отчество (полностью) плательщика _______________________________________________________________________________ адрес плательщика Учебное заведение, насел. пункт __________________________________ Вид платежа Дата Сумма Кассир Плательщик _________________________________________ _________________________________________________________________ ИЗВЕЩЕНИЕ Форма № ПД-4 Расчетный счет № в филиал «Челнинский» «Татфондбанк» К/с ______________________________________________________________________________ Фамилия, имя, отчество (полностью) плательщика _______________________________________________________________________________ адрес плательщика Учебное заведение, насел. пункт __________________________________ Вид платежа Дата Сумма Кассир Плательщик _________________________________________ _________________________________________________________________ Заказать написание учебной работы
Олимпиада «Психология без границ» в цифрах и фактах
Участники Олимпиады
Межрегиональная дистанционная олимпиада по психологии «Психология без границ» (далее Олимпиада) прошла по инициативе и при научно-методическом руководстве ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» 22 октября – 25 ноября 2012 года.
Олимпиада нацелена на выявление и поддержку творческих способностей обучающихся, формирование умений проведения учебного исследования, популяризацию психологических знаний, а также на развитие интереса учащихся к дальнейшей подготовке в области психологии.
Олимпиада состояла из двух туров – личного и командного (группового). В ней приняли участие 2549 участников из 257 населенных пунктов России (134 городов и 123 сел, деревень, поселков, станиц), а также города Риги (Латвия). Распределение участников по классам таково: 6 класс – 283 ученика, 7 класс – 319, 8 класс – 480, 9 класс – 546, 10 класс – 520, 11 класс – 414.
В личном и командном турах участвовали школьники 6-11 классов из 429 школ следующих регионов РФ:
Алтайский край, Амурская область, Архангельская область, Архангельская область, Астраханская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Екатеринбургская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатский край, Карачаево-Черкесская республика, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Краснодарский край, Красноярский край, Курганская область, Липецкая область, Московская область, Москва, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермский край, Псковская область, Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Ростовская область, Рязанская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Ставропольский край, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Челябинская область, Чувашская Республика, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Личный тур Олимпиады
Учащимся 6-7, 8-9 и 10-11 классов были предложены задания личного тура, каждое из которых состояло из 10 задач, затрагивающих предметные области житейской и научной психологии, социальной психологии, конфликтологии, психологии общения. Задачи, как правило, были выстроены по возрастанию сложности. Эти задачи не носили информационного характера. Они требовали от участников Олимпиады, наряду с некоторой осведомленностью в мире психологии, использования универсальных учебных действий, способностей общего плана, минимальных навыков проведения исследования (мысленного эксперимента), применения умений работать с информацией, понимать авторские тексты. Среди задач были как авторские, так и широко известные в кругу профессиональных психологов задачи или их модификации, прямой ответ на которые в доступных источниках получить затруднительно. Регламент личного тура предполагал возможность свободного обращения участников к различным источникам информации (как книжным, так и источникам в сети Интернет).
На централизованную проверку в Оргкомитет было прислано около 10% работ личного тура, остальные работы психологи школ проверяли на местах. С целью выборочного контроля Оргкомитет запросил порядка 5% работ, после проверки этих работ результаты детей в протоколах были частично скорректированы.
Незначительная часть полученных протоколов не прошли статистической проверки, что свидетельствовало о нарушениях процедуры проведения Олимпиады или оценивания детских работ. Протоколы, не прошедшие данную процедуру, были исключены из числа победителей (призеров) Олимпиады.
Победители личного тура Олимпиады определялись по наибольшей сумме баллов по каждому классу общей выборки отдельно. Число победителей личного тура Олимпиады составило 7,8% от числа всех участников. Призеры личного тура Олимпиады определялись по каждой школе-участнице отдельно.
Ориентиром для отнесения участника к победителям (призерам) Олимпиады в своих возрастных категориях служит попадание результатов в следующие интервалы (максимальный балл в каждой категории составлял 100):
Возрастная категория | Объявляется Победителем | Объявляется Призером |
---|---|---|
6-7 | 85-100 | 65-84 |
8-9 | 80-100 | 60-79 |
10-11 | 80-100 | 60-79 |
Ориентируясь на эти показатели, Организатор может соотнести результаты детей в личном туре, полученные в рассылке, и присланные по электронной почте дипломы. В некоторых случаях на основании специального решения Оргкомитета (Протокол №4 от 21.11.2012 г.) звания Призера мог быть удостоен и участник, набравший меньшее число баллов, если при решении какой-либо задачи (или нескольких) он ярко проявил свое творческое своеобразие, применил нестандартный подход, при условии, что остальные задачи были им также решены. В этом случае ребенок получает диплом Призера, хотя его общий балл «не дотягивает» до указанного выше.
Групповой тур Олимпиады
Групповой тур Олимпиады предполагал совместное выполнение заданий творческого, проектного характера. Команда, исходя из смысла предстоящей задачи, выбирает стратегию групповой работы, согласует представления о способах целенаправленного решения задачи, выбирает роли участников, организует процессы рефлексии и контроля. Команды выполняли два задания из четырех в качестве обязательных (остальные два были дополнительными и не учитывались при подведении баллов).
Перечень основных критериев, которые учитывались экспертами при проверке результатов выполнения заданий группового тура, приведены для справки в приложении 1. Именно этот перечень может помочь организаторам и педагогам-психологам провести рефлексию результативности групповой работы своих команд, т.к. апелляция и сообщение подробных балльных оценок по групповому туру регламентом Олимпиады не предусмотрены.
Протоколы группового тура Олимпиады приведены в приложении 2. Согласно Положению, Оргкомитет имел право присудить несколько первых, вторых и третьих мест в каждой возрастной группе. В каждой группе было определено по три команды-победителя. Число команд, занявших второе место, равнялось пяти, третье место присуждено большему количеству команд (8-11) в каждой лиге.
Благодарности, перспективы
Оргкомитет выражает признательность Организаторам за активное и заинтересованное участие в проведении Олимпиады.
В 2013 году Олимпиада «Психология без границ» будет проводиться при научно-методической поддержке головного российского вуза по психолого-педагогическому образованию, задания станут еще более содержательными и интересными, а процедура проведения – более объективной. Планируется также создание института профессиональной общественной экспертизы работ участников и другие нововведения. Информация о мероприятиях, планируемых в олимпиадное межсезонье для педагогов-психологов и школьников, будет сообщаться Оргкомитетом в рассылках.
Результаты участия школ г. Пятигорска в межрегиональной дистанционной олимпиаде «Психология без границ»
По итогам группового тура конкурсных испытаний в число победителей и призёров вошли команды школ г. Пятигорска.
Среди 10-11 классов 1. «Лицеисты» (МКОУ Лицей №15) — 45 баллов, диплом 3 степени (место) 2. «Команда-27» (МБОУ СОШ № 27) — 41 диплом, 3 степени (место)
Среди 10-11 классов 1. «Импульс» (МКОУ Лицей №15) — 47 баллов, диплом 2 степени (место)
Поздравляем победителей и призёров межрегиональной олимпиады по психологии с замечательными результатами!
Приложение:
Протоколы группового тура (6-7, 8-9 и 10-11 классы)
На ту же тему: Фото: vbmc.ucoz.ru
В целях выявления и поддержки творческих способностей обучающихся, формирования умений проведения учебного исследования, популяризации психологических знаний, а также развития интереса студентов к дальнейшей подготовке в области психологии, в ноябре 2021 года прошла X Всероссийская дистанционная олимпиада по психологии «Психология без границ». Организатором Олимпиады является Татарстанское республиканское отделение Межрегионального общественного движения творческих педагогов «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» при научно-методической поддержке Центра повышения квалификации Академии наук Республики Татарстан.
Ежегодно Олимпиада объединяет тех, кто хочет проявить себя, расширить кругозор, определиться с интересами и развивать свои способности в области психологии.
В данной Олимпиаде команда студентов нашего колледжа «Альянс психологов» под руководством педагога-психолога Голубевой Елены Вячеславовны стала Победителем в групповом туре среди команд СПО.
Команда, в составе Миняевой Дарьи, Баранова Михаила, Титова Егора, Максимовой Татьяны (группа 00), Косаревой Ирины (группа Сд 10/б) продемонстрировала оригинальные идеи, нестандартное мышление и творческий подход в решении психологических задач Олимпиады. Кроме этого,Миняева Дарья, Баранов Михаил, Титов Егор, Максимова Татьяна удостоены звания ПОБЕДИТЕЛЯ, а Косарева Ирина звания ПРИЗЕРА в личном зачёте X Всероссийской дистанционной олимпиады по психологии «Психология без границ».
Поздравляем участников с Победой и желаем дальнейших успехов!
Л.Г. Антропова
Источник: ГБПОУ ВО ВБМК 14.12.2021 14:391.В МНЕНИЕ МЭТРА Иван Михайлович Сеченов, русский просветитель и создатель физиологической научной школы, полтора века тому назад писал: «В неизмеримом большинстве случаев характер психического содержания на 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле слова и толькоВ на 1 /1000 зависит от индивидуальности». Сформулируйте тезис Сеченова, используя современный терминологический аппарат. Согласны ли вы с мнением учёного? Приведите один яркий пример в поддержку приведённого тезиса и один – в опровержение. 2. ПРИРОДА ИНСАЙТА Прокомментируйте с позиции гештальтпсихологииВ случай «инсайта» шимпанзе. Сидящая в клетке обезьяна не догадывается взять лежащую в клетке слегка поодаль палку, чтобы снять банан, который висит за пределами клетки. После нескольких попыток дотянуться до банана обезьяна «задумывается», некоторое время ничего не предпринимая. Если после этой паузы палка окажется в поле зрения обезьяны, она уверенно хватает её и снимает банан. 3.В ВЕРНО-НЕВЕРНО Опираясь на свой житейский опыт или психологические знания, укажите, верны лиВ предложенные ниже высказывания (да или нет). 1. Чем лучше стараешься прислушиваться к очень слабому тиканью часов, тем быстрее начинаешь терять этот звук. 2. Устойчивость внимания повышается с увеличением сложности объекта. 3. У молодых долговременная память более развита, чем у пожилых. 4. Информация всегда легче воспроизводится в том же самом контексте, в котором происходило ее запоминание. 5. Мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить. 4.В ОТТЕНКИ СМЫСЛА Ознакомьтесь со стихотворением Николая Рыленкова. Объясните с психологической точки зрения, в чём разница между действиями: слышать – слушать – вслушаться, смотреть – видеть – всмотреться. Все в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озера, И все ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды (Н. Рыленков) 5.В ДРУГИМИ СЛОВАМИ Импринтинг, дистресс, амбивалентность, синестезия, симультанный – всё это психологические термины. Подберите к каждому термину пословицу, которая более или менее точно характеризует его значение. 6. ЗЕРКАЛО ГЕЗЕЛЛА В ходе исследования пытались установить взаимосвязь познавательных потребностей детей 8-9 лет и стратегии воспитания. Детей с мамами пригласили, якобы для эксперимента, и попросили подождать начала эксперимента около получаса в большой комнате, где было множество игрушек, альбомов, книг, всяческих инструментов (был даже детский компьютер). При этом ожидающим не запрещалось делать, что заблагорассудится. Экспериментатор мог наблюдать за происходящим в комнате ожидания через зеркало Гезелла. Первая категория мам терпеливо сидели – ждали, когда начнется эксперимент, и заставляли детей делать то же самое – одергивали детей, «шикали» на них, если дети начинали проявлять какую-либо активность. Вторые начинали активно воспитывать своего ребенка – посмотри этот альбом, поиграем в эту игру и т. д.В Третьи, осмотревшись, звали экспериментатора, чтобы он показал им, во что и как играть, чем заниматься. Четвертая категория мам, оглядевшись, замечали вдруг что-то интересное для себя и, не обращая особого внимания на ребёнка, сами начинали заниматься интересующих их делом. Поведение какой категории мам, по-вашему, является наиболее благоприятным для воспитания познавательных потребностей детей? А какой – наименее? Обоснуйте ответ. 7. ОПЯТЬ ОБЕЗЬЯНА! Однажды психологи хотели выяснить, есть ли интеллект у обезьяны и где его предел. Сначала они повесили связку бананов за пределами клетки – лапой не дотянуться, сколько ни старайся. Снаружи клетки, в пределах доступности, лежали короткие полые палки. Рано или поздно обезьяна догадывалась вставить одну палку в другую и достать бананы. Затем банан повесили в глухом углу большого вольера, у стены, и положили перед обезьяной лестницу, все попытки её использования закончились фиаско. Обезьяна всё время ставила лестницу плашмя, залезала на пару ступенек, валилась вместе с лестницей вниз, и, жутко раздосадованная, отшвыривала «негодную» лестницу от себя. Поставить лестницу к стенке под углом она не догадалась. Это оказалось для обезьяны невозможным, сколько раз не повторяли этот опыт с разными особями. О чём, свидетельствует проведённый опыт? Почему вторая задача, в отличие от первой,В оказалась для обезьяны неразрешимой? Придумайте свой оригинальный вариант задачи для определения границы интеллекта человека. Приведите экспериментальную задачу, кратко поясните смысл своей идеи. 8. ДИАЛОГ Дороти Паркер, известная американская писательница, поэтесса, критик, славилась краткостью и точностью прозы, абсолютным слухом к диалогам. Ознакомьтесь с диалогом, приведённом в одном из рассказов Д. Паркер. Предположите, почему собеседники обошлись минимумом слов. Приведите собственный пример подобного рода (отрывок из художественного произведения или случай из жизни). 9. ПАРАДОКСЫ ВРЕМЕНИ Прочитайте приведенные ниже высказывания и дайте психологическую интерпретацию каждого (1-2 предложения). Предложите свой оригинальный афоризм о времени, кратко прокомментируйте его. А. Дольский: «Время нереально». И. Курц: «Время измеряется не по длине, а по глубине». А. Эйнштейн: «В движущихся системах время замедляется». У. Эмерсон: «Годы учат многому, чего дни не знают». 10. ПАРАЛЛЕЛОГРАММ На уроке геометрии учитель, объясняя тему «Виды четырёхугольников», познакомил детей с параллелограммом, ромбом, прямоугольником, трапецией. Для всех детей материал оказался новым. Параллелограмм, который демонстрировался на уроке, имел острый угол в 70°. В ходе самостоятельной работы следовало отметить все параллелограммы на рисунке (см. ниже). Часть детей отметили фигуры 2, 3, 4, а некоторые даже 5, но первую фигуру не отметил никто. Представьте, что учитель обратился к вам, школьному психологу, за помощью, описав эту ситуацию по электронной почте. Предположите, в чём причина полученного на уроке результата. Ответьте учителю тоже по электронной почте (допустим, что у вас сейчас нет возможности завязать живой диалог, например, в чате). Постарайтесь, чтобы объём письма не превысил 10 предложений. Заказать написание учебной работы
ли со статьей или есть что добавить?